ЕВНАПИЙ


ЕВНАПИЙ
    ЕВНАПИЙ (Εὐνάπιος) из Сард в Лидии (ок. 349 - после 414 н. э.), историк и «софист» (занимал должность официального преподавателя риторики в Сардах), близкий к Пергамской школе неоплатонизма. Учился в Афинах у софиста Проересия (ок. 362-367) и неоплатоника Хрисанфия (после 367). Известен как автор двух произведений: «Всеобщей истории», являющейся продолжением «Истории» Дексиппа и описывающей события с 270 по 404 н. э. (сохранилась во фрагментах в «Лексиконе» Суды, у Зосимы и Константина Багрянородного), и «Жизнеописаний философов и софистов» (Βίοι φιλοσόφων καὶ σοφιστῶν), важного источника по истории позднеантичной философии кон. 3 - нач. 5 в.
    Историко-философский труд Е., написанный после 396 (вероятно, в самом начале 5 в., - в тексте упомянуто вторжение в Грецию вестготов Алариха, Eun. V. Soph. 45, 10-46, 10 G.), состоит из биографий философов (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Эдесий, Максим, Приск, Хрисанфий), софистов (Юлиан Каппадокийский, Проересий, Епифаний, Диофант, Гимерий, Либаний, Акакий, Нимфидиан) и врачей (Зенон, Магн, Орибасий, Ионик), скомпонованных по хронологическому принципу; основной стержень книги составляют биографии интеллектуалов, в свое время приближенных ко двору имп. Юлиана.
    После риторического зачина, в котором Е. высоко оцениваетКсенофонта как писателя и историка, а также упоминает Порфирия и Сотиона как авторов наиболее обстоятельных историко-философских сочинений, Е. делает предварительные замечания о периодизации античной философии и состоянии источников по интересующему его периоду. Он говорит о временах, отличавшихся «изобилием мужей» и выделяет с этой точки зрения периоды: 1) до Платона; 2) после Платона, 3) от правления имп. Клавдия и Нерона до начала правления Севера (ср. 5, 5-7). По-видимому, Е. подразумевает, что следует выделить также и 4) период с начала правления Севера до правления имп. Юлиана, которому он и посвящает свое произведение. По замечанию Е., ему известно очень немного историко-философских сочинений, посвященных философам Нового времени; в частности, никто не написал историю «периода имп. Клавдия и Нерона», представленного именами Плутарха из Херонеи, Диона Хрисостома, Аполлония Тианского, Музония Руфа, Деметрия киника и др., так что об их жизни известно исключительно на основании автобиографических данных из их собственных сочинений. (Примером для Е. является Флавий Филострат, написавший книгу о софистах этого периода.) Е. вынужден использовать («не изменяя в них ничего») скудные письменные источники, а также весьма ненадежную устную традицию.
    Первым из новых философов у Е. представлен Плотин, жизни которого он посвящает буквально несколько строк, отсылая к исчерпывающей «Жизни Плотина» Порфирия. Первой содержательной биографией является биография самого Порфирия, затем следует жизнеописание ученика Порфирия Ямвлиха, которого Е. описывает как «божественнейшего» философа и незаурядного теурга. Биографии ученика Ямвлиха Эдесия Каппадокийского, Максима Эфесского, Проересия и Хрисанфия, учителя Е., - философов, составивших т. н. Пергамскую школу неоплатонизма, к которой принадлежал и почитаемый Е. имп. Юлиан, - относятся к важнейшим источникам по философии 4 в. н. э. Каждая из биографий-новелл Е. показывает своего героя прежде всего как живой образец добродетели, которой обладает душа истинного философа, приблизившаяся к божеству. Для Е. как для историка характерно привнесение в исторические труды восходящих к философии Ямвлиха неоплатонических концепций о «божественных мужах» и их роли в организации космоса посредством теургии. Как ученик неоплатоников Е. придает особое значение описанию чудес, для него чудеса и предсказания -это высший критерий достоверности описываемых фактов, свидетельство несомненной «божественности» его героев.
    Соч.: Eunapii Vitae sophistarum. Rec. J. Giangrande. R., 1956; Philostratus Flavius and Eunapius. The lives of the sophists. With an engl. Transi, by W. C. Wright. Camb. (Mass.); L., 1968 (LCL); Евнапий. Жизни философов и софистов. Пер. с греч. Е. В. Дарк и М. Л. Хорькова, комм, и послесловие М. Л. Хорькова, - Римские историки IV века. М., 1997. Фрагменты «Истории»: Eunapius. Excerpta ex historia, fragmenta e Suida, -Historiarum quae supersunt Dexippi, Eunapii, Pétri Patricii, Prisci, Malchi, Menandri. Bonn, 1829; Blockley R. С The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire. Vol. 1-2. Liverpool, 1981-1983.
    Лит.: Nenci G. Eunapio, Vitae Sophist II 2, 6-8 e la periodizzazione della φιλόσοφος Ιστορία, - ASNP 3, 1973, p. 95-102; Avotins I. et M. M. Index in Eunapii Vitae sophistarum. Hldh., 1983; Banchich Th. M. The date of Eunapius' Vitae sophistarum, - GRBS 25, 1984, p. 183-192; Goulet R. Histoire et mystère. Les Vies de philosophes de Γ Antiquité tardive, -ENTRETIENS 34. La Biographie antique. Vandv.; Gen., 1988, p. 217-265; Penella R. J. Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century A.D.: Studies in Eunapius of Sardis. Leeds, 1990; Goulet R. Eunape de Sardes, - DPhA III, 2000, p. 310-324.
    M. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Смотреть что такое "ЕВНАПИЙ" в других словарях:

  • Евнапий — Евнапий, Eunapios, из Сард, ок.345 ок. 420 гг. н. э., греческий оратор. Учился в Афинах, был неоплатоником, врагом христиан. Написал биографии 23 современных ему философов(среди них Плотина и Порфирия) под заглавием Жизнеописания софистов (Bioi… …   Античные писатели

  • ЕВНАПИЙ —     ЕВНАПИЙ (Εύνάπιος) из Сард (ок. 346 415 н. э.) историк и “софист” (официальный преподаватель риторики), близкий к пергамской школе неоплатонизма. Ученик афинского софиста Проэресия и неоплатоника Хрисанфия. Автор “Всеобщей истории”,… …   Философская энциклопедия

  • Евнапий — (Ευνάπιος, ок. 347, Сарды  ок. 420)  византийский историк и софист. Учился в лидийском городе Сарды у неоплатоника Хрисанфия, будущего воспитателя императора Юлиана Отступника, продолжал обучение в Афинах у христианина Проэресия.… …   Википедия

  • Евнапий — (Ευνάπιος) историк и биограф нач. V в. по Р. Хр. Наиболее известное его соч., Жизнеописание философов и софистов , дошло до нас ( Vitae sophistarum . 1 изд. Амстердама 1822; 2 е Париж, 1849). Кроме этого соч., Е. написал продолжение хроники… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЕВНАПИЙ — (лат. Eunapios, греч. Eynapios) (р. ок. 347 ум. после 414) позднерим. историк и софист; родом из г. Сард. Известны два его соч.: дошедшее до нас Жизнеописания софистов (Bioi sopiston) и сохранившееся в отрывках Продолжение истории Дексиппа… …   Советская историческая энциклопедия

  • ЕВНАПИЙ —    • Eunapius,          Ευνάπιος, греческий ритор во второй половине 4 в. от Р. X., враг христианства, написал напыщенным слогом βίοι φιλοσόφων και σοφιστω̃ν, биографии 23 софистов своего времени (лучшее издание Буассоннада в 1822 г., в 2 х т.)… …   Реальный словарь классических древностей

  • Евнапий —           (ок. 347 после 414) позднерим. историк и софист; родом из г. Сард. Известны два его соч. дошедшие до нас «Жизнеописания софистов» и сохранивш. в отрывках «Продолжение истории Дексиппа» в 14 кн., содержавшее историю Рим. империи со… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • ЕВНАПИЙ САРДСКИЙ — [греч. Εὐνάπιος ὁ Σάρδης] (345/6 или 349, Сарды после 414, там же), греч. историк, язычник. Сведения о жизни Е. С. содержатся в его сочинениях, а также в «Библиотеке» свт. Фотия (IX в.). Е. С. почти всю жизнь прожил в Сардах (Лидия; ныне Сарт,… …   Православная энциклопедия

  • Флавий Аблабий — Flavius Ablabius консул Римской империи 331 года Предшественник: Флавий Галликан и Аврелий Валерий Тулл …   Википедия

  • АРКАДИЙ, Флавий — Византийский император в 383 408 гг. Сын Феодосия I. Род. в 377 г., ум. 1 мая 408 г. После смерти Феодосия I в январе 395 г. Римская империя была поделена между его сыновьями. Границей служила линия, проведенная от пределов Кирены в Ливии до… …   Все монархи мира

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.